Классификация моторных масел

Классификация моторных масел API (American Petroleum Institute). Классификация была создана в 1969 г. американским институтом топлива.

Наверное любой согласиться, что  долговечная работа мотора вашего автомобиля сильно зависит от использования качественных смазочных материалов, которые должны соответствовать параметрам, заданных производителем. Смазочные средства работают в довольно сложных условиях - агрессивная среда, температуры, большое давление. Для того, чтобы было проще выбрать, были разработаны определенные международные стандарты.

Это классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств. S - для бензиновых моторов, C - для дизельных. Действительна сегодня маркировка для бензиновых двигателей - SM, SL, SJ, SH, SG начиная с 1989 года. Остальные - уже устарели. Существует такое мнение, что для тракторного двигателя все равно что заливать, поэтому используют самые дешевые смазочные материалы и когда выходит из строя, очень удивляются когда выходит из строя. Это раньше так было, те времена давно прошли, теперь на тракторах также используется турбонаддув  и впрыск, также требуется качественное дизельное топливо. Соответственно и смазочные материалы не должны быть дешевыми по сравнению с легковыми автомобилями, а возможно и более дорогими - вообщем не экономьте.

Разделение автомобильных смазочных средств:

  • для бензиновых моторов
  • для дизельных моторов
  • для двухтактных моторов
  • трансмиссионные


Для каждого имеются классы качества, которые определяют набор свойств и качеств. Информация на этикетке представлена таким образом - например API/CF или SM/CF. Если можно применять как в бензиновых так и в дизелях - то дается 2 класса, например SJ/CF-4, первым ставится более предпочтительный вариант (по мнению производителя смазочного средства).

Вид:

  • S - бензиновые моторы
  • C - дизельные моторы
  • T - двухтактные моторы

Классификация моторных масел API - бензиновые двигатели.

SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA


Классификация моторных масел API - дизельные двигатели.

СJ-4, CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4, CF (CF-2, CF-4),  CF-2 (CF-II), CF-4


Кроме классификации моторных масел по API, существуют другие классификации - например SAE (вязкость в летний и зимний периоды), по ACEA (ассоциация европейских производителей автомобилей), по ГОСТ 17479.1-85 (по кинематической вязкости, эксплуатационным свойствам), по ILSAC (международный комитет по стандартизации и апробации моторных смазочных материалов).


Класс по SAE

Вязкость низко- температурная, проворачивание,  Max вязкость, мПа·с, при температуре

Вязкость низко- температурная, прокачиваемость,  Max вязкость, мПа·с, при температуре

Вязкость высоко- темпера- турная, вязкость, мм2/с при t = 100 °C MIN
Вязкость высокотем- пературная, вязкость, мм2/с при t = 100 °C MAX
Вязкость высоко- температурная, Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 10  в 6 степени с-1
0W6200 при −35 °С
60000 при −40 °С
3,8


5W6600 при −30 °С
60000 при −35 °С
3,8


10W7000 при −25 °С
60000 при −30 °С
4,1


15W7000 при −20 °С
60000 при −25 °С
5,6


20W9500 при −15 °С
60000 при −20 °С
5,6


25W13000 при −10 °С
60000 при −15 °С
9,2


20

5,6
< 9,3
2,6
30

9,3
< 12,5
2,9
40

12,5
< 16,3
2,9 (0W-40; 5W-40;10W-40)
40

12,5
< 16,3
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50

16,3
< 21,9
3,7
60

21,9
< 26,1
3,7

Классификация моторных масел по SAE. Таблица.


Классификация моторных масел ACEA - Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей.

ACEA разделяет автомобильные моторные масла на 3 категории:

А/В - смазочные средства для бензиновых и дизельных моторов. В данную категорию также вошли разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – смазочные матеиалы для бензиновых моторов, В – для дизельных). Сегодня в ней четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04. 

С – автомобильные смазочные материалы для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ребованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные смазочные средства совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Сегодня есть 3 класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04. 

Е – смазочные средства для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта (существовала с 1995). Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса. 


Классификация моторных масел ILSAC (совместная разработка США и Японии).

Они похожи на API, но являются энергосберегающими и универсальными по сезонам.

  • ILSAC GF-1
  • ILSAC GF-2
  • ILSAC GF-3
  • ILSAC GF-4
  • ILSAC GF-5

Классификация моторных масел ГОСТ 17479.1-85.

Смазочные материалы делятся на:

  • группы по действующим свойствам;
  • категории по кинематической вязкости.


По вязкости масла разделяют на следующие классы:

  • Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
  • Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,...6/16 (первая цифра обозначает зимний класс, а вторая – летний).


Масла с цифровым показателем «1» - для бензиновых двигателях, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.


  • Классификация моторных масел

Теги: Eni i-Sint